На, и отвяжись!

За четверть века работы в большой региональной политике я ни разу не встречал губернатора, главу крупного города или района, который лично бы руководил(а) ежедневной пиар-политикой. У них на это элементарно нет времени.

Мне представляется, что нынешний губернатор Марина Ковтун не исключение. К тому же она ещё и держит постоянную связь с населением посредством разных интернет-примочек.

Поэтому у неё, скорее всего (я лишь предполагаю) просто нет сил на то, чтобы лично рулить (или реагировать) на медийных пространствах. Последнее время наблюдается интересная тенденция. У губернатора Марины Ковтун объявилась масса добровольных помощников, которые дело ведут так, что при таких друзьях никаких врагов не нужно.

То Эдуард Домбай ( о нём я на прошлой неделе писал) бросается «спасать» её от акции «детей Навального» (прямо реагировать на действия кучки этих умственно и в половом смысле незрелых клоунов — себя не уважать), то местный вождь коммунистов Геннадий Степахно на заседании облДумы делится воспоминаниями о том, как он всё время советует губернатору финансово «прижать» Мордашёва-Потанина-Дерипаску (идиотизм ситуации в том, что в зале в это время сидели чиновники правительства, муниципалитетов и депутаты, а число просмотров прямой трансляции никогда не превышает цифру «40», поэтому совершенно непонятно кому это митинговое, провокационное выступление было адресовано?), то ООО «Чайка» выпустит тиражом 3 тыс. экземпляров журнал «Итоги и перспективы Мурманской области 2018» (гл. редактор Татьяна Задкова, дизайнеры Качко Оксана, Лазарева Юлия и сама гл. редактор, а журналистом обозначена Юлия Лазарева с корректором Крыжановской Надеждой). То есть, авторы этого информационно-рекламного издания проявили похвальный минимализм.

Я не буду изображать из себя большого знатока по части подобных сборников статей. Я не то, что не большой — я вообще не специалист.

Но как рядовой пользователь я могу высказать мнение, надеюсь?

Всякий раз, когда в свет выходит нечто подобное сразу же задаёшься вопросом — а, с расчётом на что были потрачены деньги? Для кого этот информационно-рекламный справочник, созданный «при поддержке правительства Мурманской области» (сама эта строка и придаёт солидности и обязывает к солидности — мол, не хухры-мухры, а при поддержке органа высшей государственной власти региона!) предназначен?

Благо, что ответы на эти вопросы даны на 3-ей же странице. Издание доставляется в правительство и облДуму, в администрации городов и посёлков и в соответствующие Советы депутатов, а так же распространяется на различных областных форумах и конференциях и в самолётах «Нордавия».

И уже в этой вступительной информации меня, потребителя, как обухом по голове — редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в публикациях.

Вот те, здрасьте!

Я, понимаешь, проникся, решил «нырнуть» в факты, предоставленные не кем-нибудь, а взятыми с официальных сайтов правительства региона и «компаниями, размещающимися в данном издании» (кстати, насчёт компаний — фраза какая-то двусмысленная, не находите?), а меня по поводу официальных данных правительства, сразу предупреждают — мало ли чего они там наплели. Мы, редакция, за них отвечать не хотим.

Чудный подход, просто милый!

Пойдём дальше.

Ударной информацией, по задумке редакции, в этом журнале должен служить доклад губернатора Марины Ковтун «Итоги 2017 года и основные задачи на 2018 год».

И вот тут, для меня, как для политика, начинаются чудеса.

Подчеркну — тираж издания — 3 тыс. экземпляров. Целевая аудитория — чиновники, депутаты, руководство крупнейших предприятий и банков.

То есть, изначально не предполагалось, что данный журнал — для широкого народного чтения.

А профессионалам очень важны детали и нюансы. Ещё Шерлок Холмс учил тупого Уотсона — ничего нет важнее мелочей.

Поэтому, если уж вы помещаете доклад (и не кого-нибудь, а главы целого региона!), то уж будьте любезны указать — что за доклад? Когда Марина Ковтун его делала? Перед кем выступала? Для профессионалов это имеет большое значение.

А не по системе — а, какая, на фиг, разница!?

Потому, как мы все знаем доклад губернатора Марины Ковтун 11 декабря 2017 года (https://gubernator51.ru/aktualno/speech/239129/) и доклад облДуме 26 апреля 2018 года. Но по тексту — это разные доклады! Не то, чтобы они по наполнению и фактам очень уж разнились, но тексты разные. Следовательно, акценты расставлены по иному.

Я так понимаю, что тот текст, что в журнале Татьяны Задковой — это доклад облДуме от 26 апреля 2018 года. Но размещённая фотография — не из облДумы!

И такие нюансы публика, для которой предназначен журнал, «срубает на раз».

Знаете, авторы детективов очень часто путают следователей и оперов. А это совершенно разные профессии.

И, вот, если начинаешь смотреть детектив, где следователь с пистолетом по крышам за фигурантами бегает, то сразу тебе становится всё ясно — лохи делали. И сразу интрига не интересна. И сразу на другой канал переключаешься.

Так и здесь.

Если само название утверждает в мысли — ты узнаешь факты и цифры о состоянии дел в 2018-ом и о перспективах на следующие годы, причём здесь доклад сделанный по итогам 2017-го?

Сейчас, вообще-то, 2019-ый!

Или, опять — а, какая, на фиг, разница!?

В выходных данных обозначено — свет журнал увидел в июле 2018 года.

Значит, готовить его начали, минимум, в самом начале 2018. А скорее всего и раньше. И зачем тогда обозначать в названии, что это — итоги 2018 года? Ну, напишите — 2017 — и вопросов не будет!

А то отпечатан журнал в Великом Новгороде в конце июля прошлого года, «дошлёпал» он до адресатов осенью (смешно получилось с тем же Дмитрием Филипповым, который подписан, как глава Мурманска, а он к этому времени уже стал министром развития промышленности и предпринимательства), а потребителя ориентируют вообще на 2019 и далее.

Обратите внимание, я не пытаюсь анализировать и не ставлю под сомнение содержание материалов. Но, что это за подход? — тупо разместить отчёт губернатора, отчёты глав муниципалитетов или администраций и отчёты руководителей предприятий?

Для кого предназначен данный «фолиант»? А для министров, депутатов и чиновников муниципалитетов! Они, вышеперечисленные, что — свои собственные доклады не знают, что ли? Они же их зачитывали перед теми же самыми депутатами! И не только перед ними. Получается, как в той шутке Михаила Задорнова о Ельцине и генпрокуроре Скуратове — ты чего это мне мои счета принёс!?

Спрашивается, зачем всем этим людям бесплатная журнальная распечатка их собственных докладов? И зачем правительство области этот «сборник докладов» финансировало? А, я так понимаю, «поддержка» в финансировании и заключалась. Я не прав? Ведь журнал-то распространяется бесплатно.

Теперь о «титулатуре». Например, на стр. Сергей Кулаков подписан лаконично — директор. Да, из заголовка ясно, что если речь идёт о ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия»», то, надо полагать, Сергей Кулаков именно там начальствует. Но подобный стиль простителен для какого-нибудь частного не официального сайта, вроде моего «Кольского хронографа». И это совершенно недопустимо, если речь идёт об официальном информационном издании от имени правительства области. Это, как, если бы ведущий программы «Время» «Первого канала» обратился бы к телезрителям: «Хай, чуваки!».

Как, там, было у команды КВН Белоруссии в классическом номере о похмелье 1 января — директор детей?!

И я, может, и не специалист в подобных полиграфических делах, но, всё-таки, когда-то педагогический вуз заканчивал и меня учили — если уж даёшь в заголовке длинную аббревиатуру, то уж будь любезен — расшифруй. Далеко не каждый должен знать, что такое ГАУДО МО МОЦДО.

А на странице 116 должность Александра Бенгерта обозначена интригующе — директор Мурманского филиала.

Мне возразят — мол, идиоту понятно из текста — директора Мурманского филиала ФГУП «Росморпорта»!

А я возражу — я не шарады разгадываю и дело имею не с «инкогнито под чёрной маской».

Взялись за серьёзную, профессиональную работу под эгидой правительства региона — работайте профессионально и серьёзно.

Теперь о текстах. Это вообще тихий ужас.

И не надо мне указывать — дескать, ты сам часто совершаешь ошибки, которые ленишься исправлять. Да в современном интернет-пространстве даже солидные, официальные ресурсы сплошь и рядом такие ошибки лепят!

Возражу. У меня, повторяюсь — частный, не официальный сайт. Так меня и то постоянно пинают за небрежение правилами русского языка (и совершенно справедливо, кстати!). Ну, так у меня ни редакторов, ни корректоров нет. И меня не проверяют в правительстве области (мне представляется логичным, чтобы в правительстве посмотрели — а, что такое от нашего имени выпускают?).

Берём в руки официальный информационно-рекламный журнал и читаем на 93 стр., что «… лавным автором проекта» (речь идёт о памятнике «Алёша» в Североморске) является Георгий Нерода.

Ладно, это описка, с кем не бывает. Корректор просмотрел. Как просмотрел и «… можно ознакомится на сайте» (стр. 105). Как просмотрел «панормамные окна» на стр. 205. И эти примеры можно продолжать и продолжать. Но всё это — описки.

Но как быть с обыкновенным русским языком?

Сразу же, в выходных данных авторы бьют наповал (стр.3) — мол, издание доставляется в администрации Мурманска, Североморска Апатит,

Нет такого города в нашей области — Апатит. Есть город Апатиты (не буду объяснять правила склонения).

Граждане читатели! Какое отношение к уровню профессионализма издания может быть, если у них в нашей, родной, Мурманской области есть город АПАТИТ!?

В общем, дальше можно и не читать.

А если, всё-таки, взялся читать, то на стр. 130 (речь идёт о достижениях «МЭС») рассказано, что «… с 1 сентября 2017 года в компанию приняты на работу 703 энергетика С 11 котельных МУП «Североморские теплосети» (как очень удачно по этому поводу пошутили — у нас НА РАЙОНЕ не звонЯт, а звОнят…).

Там, от имени имени Максима Басова, управляющего корпоративным филиалом ВТБ в Мурманске, заявлено — мол, ВТБ разработке арктического шельфа «уделяет высокое внимание».

Ладно бы они в рекламе чудили, как на 202 странице, где расписывается новый часовой салон в Мурманске в таких речевых оборотах — «… если приобретённые часы будут выше этой суммы…», так у них на 174 странице управляющий мурманским филиалом Сбербанка Сергей Филиппов говорит: «… как сказал Г. Греф…».

Я очень сомневаюсь, что Сергей Филиппов, рассказывая о точке зрения своего шефа, называл его «Гэ Греф». Да вообще нормальные русские люди так не говорят!

Примеры эти можно приводить до отупения. В упомянутом журнале просто «кладезь» русского языка.

Я уж молчу о «прелестях» канцеляризмов в приводимых отчётах — «оборот койки» (это о лечении в стационарах), «пролечено больных всего», «количество исследований в УЕ на 1-го пролеченного» (стр. 159), таблица, рассказывающая о достижениях регионального здравоохранения. Подаётся этот ужас от имени Александры Будовой, гл. врача областной больницы.

Я когда с этой таблицей ознакомился, то резко расхотел за помощью к областным медикам обращаться, чтобы они меня не «пролечили в обороте койки на УЕ».

А как вам «… с точки зрения объёма перевезённых пассажиров …» или «потребность граждан в предоставлении социального обслуживания … и на дому удовлетворяется в полном объёме»?

И весь этот бред сивой кобылы в лунную ночь на пятницу идёт от имени правительства Мурманской области!

Трогать оформление я не буду — не специалист. Но жена у меня работает на рынке рекламы добрые лет 25 и кое-что в полиграфии понимает. Как и её товарищи-коллеги. Так вот. Мне на примерах объяснили — создаётся такое впечатление, что этот журнал ваял двоечник-первокурсник. Могу пояснить на конкретных примерах, но тема не моя, и, поэтому, воздержусь. Если не верите мне на слово — пусть те, кто разбирается в полиграфии зайдут на http://calameo.download/0047666003c99e4b3997d. Мне, например, «на пальцах» объяснили насчёт фотографий. Оказывается, принято фотографии, если ты их дёргаешь из разных источников, обрабатывать в одном стиле. Что в журнале не сделано. Что свидетельствует даже не о низком профессионализме, а об полном отсутствии профессионализма.

И, наконец — вишенка на торте. Журнал «Итоги и перспективы Архангельской области» выходит у наших соседей аж с 2010 года. То, что саму идею у архангелогородцев стырили, даже не потрудившись поменять название — это ещё пол беды. Хуже, что журнал в Архангельске сделан намного профессиональнее. Достаточно зайти на http://www.ommedia.ru/data/files/docs/itogi_2017.pdf чтобы убедиться — наши плагиаторы заимствовали лишь общую идею, не удосужившись проработать детали, как это сделано у архангелогородцев. То есть, наши даже плагиаторами толком выступить не смогли. В архангельском журнале действительно проблемные статьи, а не тупое воспроизводство тестов докладов.

Как «это» прошло проверку в соответствующих отделах правительства области — диву даёшься.

Мораль сей басни. Время сейчас сложное. У губернатора Марины Ковтун забот без анализа печатной продукции хватает (одни «рыбные аукционы чего стоят»!).

А некоторые сотрудники правительства, создаётся такое впечатление, просто подставляют главу региона.

Как иначе можно расценить, что они заплатили (я предполагаю) и приняли работу, откровенно сделанную «левой пяткой», по принципу — на, и отвяжись!?

Дмитрий Малышев.