И всё кругом наше, и всё кругом моё.

7 ноября в облДуме проходил очередной Координационный совет представителей органов муниципальных образований региона.

От областного парламента в работе участвовали Сергей Дубовой (председатель), Владимир Мищенко, Александр Шестак, Валерий Пантелеев, Максим Белов, Юрий Шадрин, Наталья Ведищева, Василий Омельчук, Андрей Фоменко, Борис Пищулин.

Правительство представляли зам. губернатора Евгений Никора и Алёна Кузнецова — гл. жилищный инспектор (так она была записана в программе, и так её представил Сергей Дубовой, что вызвало тихое удивление в зале, так, как ещё 28 октября СМИ, ссылаясь на губернатора Андрея Чибиса, озвучили информацию, что ГЖИ возглавит Марат Исмагилов).

Город Мурманск же олицетворяла зам. главы муниципалитета Тамара Прямикова.

Первый же докладчик (Владимир Мищенко) поднял очень важные и сложные проблемы — какова реальная степень контроля со стороны Советов исполнительной власти? Как понимать подотчётность и подконтрольность исполнительной власти Советам? Как осуществляется взаимодействие областной и муниципальных властей?

Владимир Мищенко призвал работать над предельной детализацией — кто, когда и на что имеет право. И кто, кому когда и по каким вопросам подчиняется.

Проблема в том, что наш народ, что при царях, что при коммунистах, столетиями жил в «линейном» государстве, где, упрощённо говоря, нижестоящая власть должна безропотно выполнять приказы власти вышестоящей.

И сейчас у многих наших людей просто в голове не укладывается, что различные субъекты права и собственности мало того, что имеют свои интересы, так ещё и могут действовать по своему усмотрению!

Раньше было просто — первый секретарь обкома КПСС (нынешний губернатор) — царь и бог для первых секретарей горкомов (нынешних глав городов).

Сейчас же взаимоотношения ветвей власти сложные. Почти всегда и везде есть некая напряжённость между властью субъекта федерации и руководством столицы субъекта. Между властью исполнительной и законодательной. Между администрацией и нормативными органами.

Поэтому-то талант современного управленца не в том, чтобы его все боялись (если у кого из вышестоящего начальства и возникают такие иллюзии, то ему всегда вежливо дают почитать законы РФ), а в умении улавливать нюансы и ловко лавировать в конфликтах.

В современной России (как, кстати, и в абсолютно всех странах мира с соревновательным, выборным правлением, где осуществлён принцип разделения и автономии властей) запросто может возникнуть ситуация, когда у губернатора свой взгляд на проблему, а у муниципалитета — свой. И это — нормально и правильно. Именно за тем в законах России и закреплён принцип разделения властей.

В Мурманске с конца 2010 года Совет и администрация действуют в унисон. Сперва просто большинство депутатов поддерживало политику команды Веллера-Сысоева, с 2014-го года — абсолютное большинство, а в сентябре 2019-го Андрей Сысоев был избран главой города единогласно.

Именно это деловое понимание единства целей и позволило инфраструктуре Мурманска за последние 7 лет сделать качественный скачок (взрослые люди легко припомнят каким был облик Мурманска ещё в конце «нулевых»).

Но есть в области и обратные примеры.

Интересующиеся областной политикой разумеется помнят, как «война» между Советом, сити-менеджером и главой ЗАТО Заозёрск, при участии губернатора Марины Ковтун, начал приобретать просто какие-то опереточные черты. Вот, только жителям Заозёрска, периодически остающимся без отопления в холода, было не весело.

В нашей же области полно особенностей, придающих процессам обособленные черты. Напомню лишь конфликт 2013 года, когда при выборе власти в ЗАТО Александровск возникли трения с командованием Северного флота.

А многолетние «войны» депутатов с чиновниками в кандалакшском районе?

Уже после выступления Владимира Мищенко депутат Александр Макаревич привёл два примера того, как реальность не состыкуется с писанными законами.

По закону, в рамках своих полномочий, муниципальная власть совершенно свободна в своих решениях.

А на практике…

В 2016-м году, когда шла речь о принятии ставки налога на имущество, по словам Александра Макаревича, правительство области по-тихому «отпрессовало» руководство муниципалитетов (главам и депутатам маленьких городов и посёлков, особенно там, где нет градообразующих предприятий от финансово-промышленных корпораций, которых любой губернатор сам боится трудно противиться кулуарным угрозам — мол, вот, ужо, получите вы у нас дотации-субсидии-субвенции и административный ресурс на выборах!).

И, большинство муниципалитетов тогда, якобы, «взяли под козырёк», хотя такие налоговые ставки им были и не выгодны.

Или, когда в том же 2016-м году, когда речь шла о пределе роста тарифов на коммунальные услуги, каждый муниципалитет, само собой, хотел, чтобы рост этот был как можно меньший, а правительство желало, чтобы он был максимальный. И, как рассказал Александр Макаревич, опять же, без шума, была проведена операция «приведения муниципалитетов к покорности».

Единственный муниципалитет где эта практика раз за разом не срабатывает — Мурманск.

Намедни, глава парламентского комитета по транспорту и дорожному хозяйству Михаил Антропов, когда решался вопрос о системе возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, как-то обиженно-завистливо сказал журналистам — мол, у «мурманских», как всегда, свой взгляд на проблему. Все «в ногу», а «эти» — себе на уме! (Тогда депутаты Герман Иванов и Андрей Чернев пытались доказать — дескать, Мурманск — единственный муниципалитет, где наряду с частниками, действует городской общественный транспорт. Мурманск — единственный город области, где есть троллейбусы, и они — муниципальная собственность! Общественный транспорт Мурманск обслуживает приехавших со всего региона. Нельзя к Мурманску подходить с уравнительными «общими правилами». Тогда представителей Мурманска, как это часто случается, не услышали. Правительство через Думу реализует областные интересы, которые совершенно необязательно совпадают с выгодами мурманчан. А руководство Мурманска — всегда за горожан. Вот тебе и конфликт).

Городская власть Мурманска никогда не боялась отстаивать свою точку зрения.

По вопросу неправомерного урезания зарплаты учителей городская власть Мурманска дошла до Верховного суда и выиграла.

Когда городские поликлиники и больницы, по решению губернатора Марины Ковтун, передавали правительству области (опять же, все наглядно убедились что из этой передачи воспоследовало) Алексей Веллер и Андрей Сысоев лично ходили не на одно заседание в облДуму и на фактах и с цифрами доказывали — одумайтесь, что вы делаете!?

Ещё раз подчеркну — это раньше во всём государстве была единая форма собственности.

Сейчас мы живём в стране с рыночной экономикой и, соответственно, «правд» стало много.

Поэтому-то и надо скрупулёзно и дальше работать над регламентацией прав и обязанностей ветвей власти.

Чтобы, с одной стороны, формально «высшие» органы власти не заболевали беспочвенной «мечтательностью величия», с другой стороны — чтобы власть на местах не ставила решение свои местечковые интересы выше общегосударственных задач.

В свободной стране это проблема деликатная.

Телеграм-канал @kolhro (https://t.me/kolhro) и получайте свежие публикаци

Обратная связь посредством моей электронной почты. Конфиденциальность гарантирую.

Дмитрий Малышев.