Год дорожного строительства.

В среду, 6 февраля, вице-губернатор Ольга Кузнецова проводила совещание по вопросу реализации в нашей области национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартовавшего по указу Президента РФ Владимира Путина и направленного на то, чтобы к 2024 году привести большую часть российских дорог к состоянию, отвечающему высшим мировым нормативам.

В работе приняли участие министр транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Соснин и начальник УГИБДД Алексей Тарунин.

Реализация всего проекта находится на личном контроле губернатора Марины Ковтун, а в части касающейся города Мурманска — глава администрации муниципалитета Андрей Сысоев.

Сразу надо отметить — таких денежных вложений в дороги области никогда не было.

Общий размер финансирования до 2024 года — 7 млрд. 549 млн. 297 тыс. рублей.

Причём, на агломерацию «Мурманская» (город с «пригородами» — Кола, участок Р-21 «Кола» и близлежащие дороги) выделяется 3 млрд. 899 млн. 959 тыс. рублей.

Надо чётко понимать — большая часть этих средств — федеральная. Государственный бюджет даст на эти цели 3 млрд. 240 млн., а оставшиеся деньги пойдут из консолидированного бюджета области.

Уже в 2019 году в Мурманске начнутся строительные работы на 27 объектах (на проспектах Ленина, Кольском и Героев-Североморцев, на ул. Старостина, Маклакова, Скальной, Баумана, Шмидта, Воровского, Комсомольской, Планерной и т. д. — полный список будет опубликован и областными, и городскими СМИ в обязательном порядке).

Ольга Кузнецова рассказала журналистам, что за ходом и качеством работ мурманчане смогут следить (и вносить свои предложения с замечаниями) в интерактивном режиме.

Здесь просто необходимо сделать разъясняющее отступление. Любое явление жизни обязательно надо рассматривать в контексте уже созданной базы и имеющихся на сегодняшний день возможностей. Это я к тому, что у нас народ просто обожает всевозможные рейтинги сравнений (кстати, по всем научным рейтингам, признанным ООН, а не «нарисованным» под решение политических задач, Россия, по уровню благосостояния — устойчивый такой середняк, в нижней части списка наиболее богатых стран мира и имеет ежегодную тенденцию к повышению). Причём, впечатление такое, что по уровню потребления мы всю историю России всех весь мир обгоняли и только сейчас что-то случилось. Тогда, как на практике всё наоборот!

Давайте рассмотрим примеры из автодорожной отрасли. И эта психология присуща, как сравнением России с заграницей, так и уровню развития внутри страны.

Мурманск сейчас входит в число 15-ти городов, в которых наиболее благополучная обстановка с состоянием муниципальных дорог. А ведь наш город (если ехать по федеральной трассе) в 345 км. севернее Полярного круга, со всеми вытекающими последствиями — крайне короткий срок для проведения дорожных работ, крайняя дороговизна этих работ из-за особенностей ландшафта и т. д..

И не надо не корректно сравнивать с Финляндией или Норвегией. Разница в том, что нас в одном Первомайском округе живёт народа больше, чем во всех заполярных областях стран Северного Калотта. И, главное, эти страны не разрушались трижды за одно столетие «до основания».

Далее. При советской власти города строились под развитие общественного транспорта. Личный автомобиль был роскошь. А сейчас по данным «Автостата» Мурманск — в числе 10 самых обеспеченных автомобилями на душу населения городов России. В 2016 году в Мурманске на 1 тыс. населения было 321 легковая машина (кстати, в Санкт-Петербурге — 316), а на 1 января 2018 года их уже 330 (привет всем, кто плачем о наших темпах обеднения населения!).

Ещё одна особенность мурманчан — крайне лёгкое понимание пространства.

Как когда-то удачно пошутили в эфире одного из местных телеканалов: «Для мурманчан три остановки на троллейбусе — это далеко. А «на шашлыки» за сто километров от города скататься — близко.

Жители «средней России» с удивлением взирают на нас, мурманчн, для которых поездка на личном авто в Москву или Питер — обыденность. Да и тем, что ты на своей машине смотался в Крым или Сочи тоже никого не удивить.

Такая психология порождает совершенно особое от прочих россиян отношение к качеству дорог.

Все помнят, как до 2015 года (совсем недавно!) мурманчане предпочитали доезжать до Питера через Финляндию. Прошло-то всего 4 года, а мы уже о тех временах забыли и «европейское» качество «ленинградки» воспринимаем, как само собой разумеющееся.

«Объездная» вдоль Мурманска открылась осенью 2016, а нам кажется, что так, как сейчас, всегда было.

Ещё лет семь назад по многим городским дорогам из-за рытвин и ухабов проехать было невозможно (по Жилищному кодексу РФ 2005 года ответственность за состояние дворов и междворовых проездов несут собственники жилья, либо сами объединившиеся в ТСЖ-ТСН-ЖСК, либо передавшие права УК), а сегодня всё забыли каково это — днищем об землю шмякаться.

И, вот — новый прорыв.

Масштабная реконструкция и ремонт всех областных и муниципальных дорог. Принципиальное уточнение — дворы никто делать не будет — по закону не положено! Есть специальные программы по благоустройству дворов, например, «Комфортная городская среда», но чтобы в неё попасть сами собственники жилья должны подсуетиться.

В завершение констатируем — объём работ на лето намечен колоссальный. 27 дорог в Мурманске, 12 дорог по области. Отдыхать летом будет некогда ни министру Дмитрию Соснину, ни главе администрации Мурманска Андрею Сысоеву.

Дмитрий Малышев.